Начальник психологической службы подполковник внутренней службы Силаева Ольга Николаевна
В своей деятельности психологическая служба руководствуется следующими нормативными актами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12.12.2005 № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы».
4. Этический кодекс пенитенциарного психолога (указание ФСИН России от 14.11.2018 исх-03-84009).
Основные задачи
Поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному, с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой, уголовно-исполнительной и индивидуально-психологической характеристики, в условиях отказа от бригадно-отрядной формы организации жизни осужденных;
Повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы;
Разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога;
Совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога;
Оптимизация диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы;
Внедрение инновационных технологий, адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы;
Постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного;
Оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению;
Психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в том числе в рабочих бригадах, работающих на предприятиях и занятых на хозяйственных работах, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности персонала органов и учреждений УИС, а также учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, подведомственных ФСИН России: осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников, профессионально-психологическая подготовка и консультирование персонала;
Изучение социально-психологического климата в коллективах, психопрофилактика и психологическая коррекция деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников.
Основные функции
Диагностическая – заключается в постановке психологического диагноза и написании психологического портрета на основании углубленного, объективного и всестороннего изучения личности с целью выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, условий формирования; выявления лиц, относящихся к "группе повышенного внимания" и требующих постановки на профилактический учет психолога; изучения социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и т.п.), динамики социально-психологических явлений и состояний. Реализуется посредством применения специальных психодиагностических методов (тестирование, изучение документов, беседа, наблюдение и др.) изучения личности и/или группы и психологических алгоритмов обработки и интерпретации полученной информации. Диагностические мероприятия производятся в соответствии с примерным перечнем психологических методик, рекомендованных для использования в деятельности психологов;
Консультативная – направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов;
Психокоррекционная – заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям). В рамках данной функции психолог проводит психокоррекционные мероприятия с использованием индивидуальных и групповых форм работы (аутотренинг, социально-психологические тренинги и др.);
Прогностическая и психопрофилактическая – состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, эмоционального выгорания, суицидов, иных негативных проявлений, обусловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и обвиняемых от общества, а также у сотрудников учреждения, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными проблемами;
Просветительская – заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности. Для обеспечения реализации данной функции сотрудники психологической службы проводят лекции, беседы, занятия в системе служебной подготовки, используют иные формы пропаганды психологических знаний;
Исследовательская – направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.
Занятия проведены теме выявления признаков деструктивного поведения личного состава и алгоритму действий по их профилактике.
Акция приурочена к Всероссийскому дню предотвращения самоубийств и направлена на профилактику деструктивного поведения у осужденных посредством формирования твердых жизненных позиций, развития уверенности в себе и формирования позитивного взгляда на преодоление трудностей.
Торжественное мероприятие открыл начальник УФСИН России по Орловской области Владимир Волосевич.
На сегодняшний день в шести подразделениях УФСИН России по Орловской области созданы и функционируют психологические лаборатории. Штат психологов составляет 24 человека, 17 из них имеют базовое психологическое образование.
В этом году психологической службе ФСИН России исполняется 30 лет. Профессиональный праздник психологи уголовно-исполнительной системы отмечают 2 сентября — день, когда Приказом МВД России № 305 было утверждено Примерное положение о психологической лаборатории исправительно-трудового учреждения в 1992 году.
Проведены социально-психологические тренинги с использованием психокоррекционной программы по профилактике конфликтных ситуаций в среде осужденных, с целью предоставления возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Во всех колониях и следственном изоляторе региона оформлены стенды с коллажами из благодарственных писем, написанных осужденными, в том числе и после их освобождения из мест лишения свободы, в адрес сотрудников психологической службы.
Психологической службой учреждения организованы цикл мероприятий: конкурс рисунков, тематические выставки, просмотр видеосюжетов и социальных видеороликов.
Конкурс профессионального мастерства «Лучший психолог уголовно-исполнительной системы» состоял из четырех частей и в нем приняли участие сотрудники психологической службы всех учреждений УИС области.
Психологом психологической лаборатории учреждения проведено занятие, направленное на формирование непринятия криминальной субкультуры и обучение навыкам бесконфликтного поведения. В своей работе была применена методика арт-терапии.
В колонии программа стартовала еще в сентябре 2019 года. В ее реализации принимают участие сотрудники медицинской, воспитательной и психологической служб ИК-5, специалисты областного наркологического диспансера, представители общественных и религиозных организаций.
Предупреждение конфликтов, разрешение возникающих конфликтных ситуаций с участием осужденных, являются важным и эффективным направлением в деле недопущения совершения преступлений, оздоровления криминогенной ситуации в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
22 декабря в рамках заседания межведомственного совета были обсуждены вопросы комплексной реабилитации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.
17 декабря прошла международная научно-практическая online-конференция «Вопросы социальной безопасности в исследованиях молодых учёных» на социальном факультете ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева".
В честь 200-летия со дня рождения писателя Федора Михайловича Достоевского в женской колонии УФСИН России по Орловской области прошли мероприятия, посвященные его жизни и творчеству.
Психологи учреждения совместно с начальниками отрядов провели тренинг по формированию и укреплению у осужденных доверия к себе, обществу и персоналу.